Мировые средства массовой информации превратили СНГ в огромный политический Колизей. В постсоветских странах, как на гладиаторских аренах, под видом предвыборной борьбы происходят жесточайшие сражения за власть. Газета «Наше время» пишет, что разномастные цветные революции представляют собой что-то среднее между дикими плясками «демократической оппозиции», ряженной в пестрые костюмы политических скоморохов, и подлинно народной революцией.
Однако за всем этим видимым хаосом угадывается организованность и четкая последовательность ходов, поставленных твердой рукой режиссера, пишет в своем очередном номере газета «Наше время».
Возьмем оранжевую революцию и ее последствия на Украине. Преподносится это как революционный порыв масс, уставших от правления Кучмы. Но если это порыв, то откуда такая слаженная организация палаточного городка на Крещатике? А какое мощное информационное обеспечение организовал Запад действиям оранжевых! Аналогичные странности наблюдались и в ходе цветных революций в других странах бывшего СССР. И совпадение здесь вовсе не случайно.
Все эти цветные революции имеют четкую логику. Суть ее в том, что на практике реализуется западная технология кризисного управления – сrisis management, которая сочетает в себе мотивации бизнеса и классические принципы военной стратегии.
Сначала разберемся с мотивацией. Предположим, вы крупный инвестор и хотите вложить порядка десяти миллиардов в бизнес по транзиту нефти и газа через территорию одной страны (именно такую сумму инвестиций в экономическое развитие Украины предложили недавно страны НАТО). Вам кажется выгодным ее географическое и геополитическое расположение, но не устраивают отношения с ее руководством – слишком уж низкие гарантии для бизнеса (положим, страна не член НАТО) и высоки риски и различные операционные издержки.
Согласно логике поглощения бизнеса более крупной корпорацией вы решаете сменить руководство на напрямую подчиненную вам команду менеджеров. Для этого и заказывается кампания сrisis management – создание и управление кризисом с целью реализации агрессивной стратегии фирмы по захвату рынка. Она имеет много общего с предвыборной кампанией, опираясь на изменение общественного сознания с помощью существующих социальных конфликтов, мифов и архетипов, но не ищет и использует уже существующие из них, а создает новые.
Так делается потому, что акция сориентирована на долгосрочный, а не на краткосрочный результат. И результат этот нужно закрепить – поэтому используются долгосрочные технологии, нацеленные на создание не «коротко живущей социальной системы» из кандидата, его команды и электората, а нового народа, этноса и новой элиты, полностью лояльных заказчику. «Война – это путь обмана», – утверждает в своей книге «Искусство войны» великий китайский полководец Сунь-Цзы. Вот и кризисное управление строится на принципе сверхдолгосрочного обмана с использованием определенных технологий.
Принцип работает на всех четырех технологических стадиях.
Шаг первый – кризисное планирование (сrisis planning), или наука, как из некризисной ситуации сделать предкризисную, т. е. создать отсутствующие объективные условия, из которых далее возможно возникновение необходимого кризиса-перелома. Здесь создается каркас из линий существующих в обществе скрытых конфликтов.
Например, близость к российской культуре промышленно развитого юго-востока, Донбасса и Новороссии, где доминирует православие, исторически противопоставлена национализму аграрных западных областей, Галиции, Волыни и Закарпатья, в которых значительная часть населения – униаты и католики.
Но помимо географических границ можно провести и социальные: скорейшее вступление Украины в НАТО и в ЕС выгодно мелкому и среднему торговому бизнесу в крупных городах, жителям дотационных западных областей, студентам и демократической интеллигенции, которые зависят от западных образовательных грантов, как и люмпены от гуманитарной помощи.
Вот составляющие нового «народа-паразита», который будет готов безоговорочно воспринять западные ценности в обмен на инвестиции. Не хватает только новой элиты, которая будет полностью управляема и проведет в жизнь «демократический миф», задающий людям нужные представления об истине (стержневая идея для любого народа), справедливости (которая устанавливает рамки коллектива: кто туда входит, а кто «враги»), красоте (или «моде»), а также о добре и зле. Последние определяют направление развития общества.
Поэтому следующий этап – кризисное контролирование (сrisis controlling), или как развить созданную предкризисную ситуацию и усилить объективные предпосылки к кризису, – напрямую связан с созданием «оранжевой элиты». Ее лидер должен быть авторитетным отставником, чья жизнь неразрывно связана с нужными ценностями (к примеру, жена Ющенко – американка), и быть в системной оппозиции правящему режиму.
Но еще более радикальным оппозиционером должен быть страхующий его «двойник» (кстати, дочь Юлии Тимошенко училась в Лондоне). Затем начинается подготовка плацдарма – кандидат должен выиграть на местных выборах и прочно закрепиться в каком-либо регионе. Подходящий вариант – западные области и Киев.
Третье. Теперь осталось инициировать сам кризис (сrisis action) по заранее подготовленному сценарию и на основе уже имеющихся предпосылок. Для этого через СМИ нужно постепенно вводить стереотип «врагов» в виде хлесткой формулы «народ против преступной власти», при этом «кандидат от власти» Янукович «раскручивается» как идеальный антигерой.
Любые события сознательно подогреваются, становятся политическим сюжетом. Точка кипения – убийство журналиста Гонгадзе. В этот момент теряют свой вес рациональные аргументы. Они полностью уступают место эмоциям, а оранжевые лидеры начинают изобретать эмоционально насыщенный язык лозунгов, из которого человек может почерпнуть все необходимые ответы в рамках основных категорий – истины, справедливости, добра, зла и красоты.
Так устанавливается монополия в СМИ – власть бессильна, во всех дискуссиях ее «ведут» новые лидеры. Миг – и вот «провластный кандидат Янукович», он же «выбор обманутых рабов», уже крепко сидит на информационном поводке у «народного кандидата» Ющенко. Важный момент – создание особой символьной системы, призванной выделить престижных, модных, политически активных «наших» от серой массы остальных. Пусть будет оранжевый цвет.
Так возникает мощный монолитный «оранжевый этнос». Он призван нарушить рыхлую структуру общества, изнутри сломать его иерархию, низведя государственную власть до роли участницы в выборах. Забирая ее легитимность, он устанавливает свою диктатуру – диктатуру партии большинства.
Такой «народ» готов успешно решать любые поставленные задачи: ставить власти ультиматум, разбивать палаточный городок, пикетировать органы государственной власти, выходить на улицы. Но есть одна тонкая деталь – право на жизнь такого «народа», рейтинг его лидеров и легитимность украинского государства после оранжевой революции крайне зависимы от оценок крупнейших мировых СМИ, а значит, от мнения заказчика: в мире капитализма «наемный рабочий» работает на результат!
И наконец, сrisis reaction – кризисное реагирование. Оно относится уже к посткризисной ситуации, когда кризис-перелом произошел и нужно закрепить его выгодные последствия. На самом деле приход к власти Ющенко не решил заказчику всех возникших проблем. Как быть с острой реакцией России в виде объявленной «газовой войны», как преодолеть ставший очевидным раскол страны на два лагеря, что делать с разочарованием общества в итогах оранжевой революции и с пророссийской Восточной Украиной?
Вот тут «общенародному» президенту Ющенко и необходим более радикальный двойник-каскадер в лице Юлии Тимошенко, который способен заменить его в руководстве «оранжевым народом».
Именно она призвана играть решающую на этой стадии роль политического бича и противовеса Януковичу. На самом деле заказчику не столь уж и важно, кому из двоих избранных им лидеров достанутся в итоге бразды правления страной, – нужен результат. И он по итогам оранжевой революции выдается незамедлительно: новое украинское руководство заявляет о намерении вступить в ЕС, ревностно поддерживает любые инициативы США, готово провести учения НАТО в Крыму, разместить любые базы – все это несмотря на протесты России и собственного населения.
А что же Россия с ее серьезными экономическими интересами на Украине, а также интересами безопасности на западном направлении, да и вековыми духовными связями с братским народом? Она, очевидно, проспала развитие революционной ситуации в соседней стране, оказалась в роли пассивного наблюдателя. А могла бы переиграть соперника уже на ранней стадии, если бы заранее просчитала логику режиссера-постановщика действа.
Серьезная ошибка – не видеть за бревнами леса, за солдатами – армии, а за кризисной операцией – заказчика. Но, судя по развитию ситуации в соседней стране, и Янукович, и Россия сумели извлечь из уроков практические выводы. Бизнес-план по захвату Украины теми, кто стоит за спинами оранжевых, явно буксует. Так что еще повоюем на политтехнологическом фронте.
Есть за что.
0 комментарий:
Отправить комментарий