В Беларуси ничего не меняется. Почти все министерства и ведомства свои отчеты об итогах работы за очередной период начинают с праздничных утверждений о том, как у нас все хорошо в экономике. Не стало исключением и Министерство по налогам и сборам, утверждая, что "в течение января-апреля 2006 года экономика Республики Беларусь демонстрировала устойчивую поступательную динамику по всем ключевым макроэкономическим параметрам".
Вместе с тем, МНС, проверив за этот же период более 9,8 тыс. организаций и 16,3 тыс. индивидуальных предпринимателей, выявило нарушения у 68,4% проверенных организаций и 64,4% индивидуальных предпринимателей. В результате "рейдов" бюджет пополнился за счет штрафов, санкций и пени 52,6 млрд. рублей.
Когда дело дошло до проверок с применением метода контрольной закупки, а таких проверок за 4 месяца было проведено почти 3 тыс., результат оказался еще более плачевным - 81,4% проверок были результативными. По итогам контрольных мероприятий доначислено налогов и применено экономических санкций на сумму 455,6 млн. рублей, судами приняты решения об обращении в доход государства товарно-материальных ценностей на сумму 1,2 млрд. рублей. Привлечено к административной ответственности 1384 человека, сумма административных штрафов составила 883,5 млн. рублей.
Такое количество нарушителей - 3/4 юридических лиц и 2/3 предпринимателей - не может являться свидетельством хорошей работы МНС, а более того - явно подтверждает сложность и запутанность действующего налогового законодательства в Беларуси.
Об этом говорят и эксперты Международной финансовой корпорации в своем исследовании деловой среды в Беларуси, которое проводилось в рамках проекта «Улучшение деловой среды в Беларуси». Сложное и запутанное законодательство, постоянно вносимые изменения и дополнения привели в 2005 году к тому, что бухгалтеры 62% предприятий малого и среднего бизнеса было вынуждено работать сверхурочно. По оценкам МФК стоимость таких сверхурочных работ обошлась МСБ в 14,8 млн.USD в год (для сравнения: сумма, выделяемая государствам на поддержку предпринимательства в 2006 году, составляет всего-то 1,3 млн. USD)/
А МНС рапортует, что по итогам работы за январь-апрель 2006 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления в доходную часть консолидированного бюджета в сопоставимых ценах возросли на 570 млрд. рублей, или на 7,4 процента. Доходы консолидированного бюджета в части, контролируемой налоговой службой, увеличились на 237,3 млрд. рублей, или 3,6 процента.
За январь – апрель 2006 года более 68 процентов всех поступлений, контролируемых МНС, было сформировано за счет таких бюджетообразующих налогов, как НДС, оборотные налоги, налог на прибыль, подоходный налог, акцизы.
Поступления по НДС относительно 2005 года снизились на 5,3 процента, что обусловлено ростом масштабов белорусского экспорта и как следствие – увеличением оборотов по реализации, облагаемых по нулевой ставке. Так, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отечественный экспорт возрос на 27,5 процента, обороты по нулевой ставке увеличились на 51,6 процента.
По налогу на прибыль по сравнению с 2005 годом поступления увеличились на 17,3 процента, по подоходному налогу - на 21,3 процента в сопоставимых ценах.
По акцизам поступления в бюджет в части, контролируемой налоговыми органами, увеличились на 69,1 процента. Столь стремительная динамика обусловлена действием Указа Президента Республики Беларусь от 13 января 2006 года № 28, регламентировавшим с 1 января 2006 года увеличение ставок акцизов по ряду центральных позиций в перечне подакцизной продукции.
Оборотные налоги сократились на 10,3 процента, что объясняется ежегодным снижением размера их совокупной ставки (с 3,9 процента в 2005 году до 3 процентов в 2006 году).
0 комментарий:
Отправить комментарий