05 сентября 2006

Россия и Беларусь – что делать?

Процесс объединения России и Белоруссии на данный момент следует признать приостановленным. Без изменения позиции политических элит, в первую очередь российской, его перспективы представляются неясными. Что делать дальше?

Более десяти лет назад, 2 апреля 1996 года, был подписан Договор об образовании сообщества Беларуси и России (с 8 декабря 1999 года официальное название союза – Союзное государство России и Белоруссии). К сожалению, в то время основным мотивом были прикладные задачи – выборы Б. Н. Ельцина, который за счет договора позиционировался в качестве «собирателя земель» и в какой-то мере компенсировал свою ответственность за участие в развале СССР, а также улучшение позиций А. Лукашенко внутри Белоруссии.

Несмотря на создание Высшего государственного совета Союзного государства, общего Парламентского собрания и проведение его сессий, подписание целого ряда документов, большинство вопросов остаются нерешенными: валюта, армия, органы управления, парламент и т. д.

Обсуждая два варианта интеграции – «по модели ЕС» и «вхождение Белоруссии в состав России», – можно констатировать, что даже в рамках первого варианта нынешний уровень интеграции в сравнении с уровнем ЕС является крайне незначительным.

В заявлении для прессы по итогам заседания Высшего государственного совета Союзного государства 24 января 2006 года А. Лукашенко отметил: «Мы сегодня полны решимости добавить в интеграции наших государств, и, я думаю, в этом году мы сделаем в этом направлении немало». На дипломатическом языке это означает неготовность к существенному продвижению в вопросе объединения.

1. Справедливые опасения белорусской власти

Справедливости ради стоит сказать, что белорусская власть не зря опасается многих российских реалий. То, к чему мы привыкли в России сейчас – стабильная и внятная власть, прекращение времен «бандитского капитализма» и разгула преступности, сворачивание вооруженной борьбы сепаратистов в Чечне, экономический рост, постепенный переход крупного российского бизнеса от модели всевластия к модели согласования интересов, – произошло лишь в последние пять-шесть лет, во время нахождения у власти В. Путина. Преобразование экономики Белоруссии по российскому варианту с повальной приватизацией, сокращением роли государства, переходом крупных предприятий на самостоятельное выживание приведет не просто к масштабному социальному и экономическому кризису, а к исчезновению основы экономики Белоруссии – крупных предприятий, пользующихся масштабной государственной протекцией.

Очень показательны официальные пресс-релизы КГБ Белоруссии за последние 6 месяцев: осуждение граждан Д. Плэчнте и П. Трифан, перевозивших поддельный алкоголь в автомобиле ЗИЛ; граждан Л. Пукалюк и Л. Юзепцчук за сбыт дозы марихуаны; 10 нелегальных эмигрантов в деревне Озерцо. Очевидно, этот набор свидетельствует о существующей реальности в Белоруссии, в рамках которой эти правонарушения кажутся серьезными. На фоне российских заказных убийств, десятков уничтоженных бандитов и взорванных представителей власти в Чечне, рейдерских захватов предприятий, наличия мощнейших легализовавшихся ОПГ Белоруссия покажется российскому читателю оплотом порядка. В случае объединения ей, очевидно, придется готовиться к отражению масштабной волны криминалитета. Такая «мелочь», как повальная скупка белорусского бизнеса российским, обладающим соответствующими активами, является еще одной реальностью.

При принятии российских правил игры также очевидным является естественная смена большей части политической элиты, не владеющей современными политическими технологиями. Какая же элита будет выбирать сценарий, ведущий к своему собственному исчезновению? При таких условиях нынешняя власть Белоруссии «отыгрывает назад» и не ускоряет процесс интеграции.

Временно отбросим анализ суждений политических элит и зададимся вопросом, насколько культура и экономика Белоруссии и России готовы к безболезненному объединению. Что ответить тем, кто считает Белоруссию обузой для России?

2. Белорусская культура и экономика

По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь за 2005 год, на Россию приходится более 80% экспорта товаров из Белоруссии и более 90% импорта.

Отвечая на вопрос о возможности культурного единства, надо помнить о том, что белорусы и русские если не две ветви общего народа, то как минимум очень близки по своим корням. Известный белорусский просветитель Михаил Коялович считал, что белорусы являются самобытным субэтносом русского народа. «Повесть временных лет» констатирует, что кривичи и дреговичи – будущие белорусы, расселившись по Русской равнине, имели вместе с другими славянскими племенами общий язык. Также потомками кривичей стали жители нынешних Смоленской, Тверской, Новгородской и Псковской областей.

Белорусы принимали самое активное участие в формировании русской культуры – первую русскую «Риторику» написал белорус Симеон Полоцкий, бывший учителем царя Алексея Михайловича. Обстоятельное обсуждение этого вопроса проведено в статье К. Фролова «Пророки и лжепророки Западной Руси». Недавнее прошлое в СССР еще больше укрепило общее самоощущение русского и белорусского народов. В Белоруссии почти не было того национализма, который был характерен для других республик, в том числе и в рамках партийной верхушки. Не менее важно, что Белоруссия является частью единой канонической территории Русской православной церкви, в отличие от Украины там нет даже намека на раскол. Ситуация с общим русским языком также крайне благоприятна.

Поэтому с точки зрения культурных и национальных особенностей белорусский народ – один из наиболее близких к российскому, объединение не потребует дополнительной культурной и национальной реинтеграции. Особенно это важно на фоне наших демографических проблем, активизации программы по привлечению соотечественников. Увеличение общего населения почти на 10 млн. этнически близких, если не идентичных, людей является уникальным плюсом. Важно отметить, что, даже по данным Всемирного банка, средний уровень жизни в Белоруссии больше, чем в России (68 лет – Белоруссия, 65 лет – Россия).

По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь за 2005 год, на Россию приходится более 80% экспорта товаров из Белоруссии и более 90% импорта. Можно долго рассуждать о структуре экономики Белоруссии, точности или неточности данных, но оспорить ее рост сложно. По данным того же Всемирного банка, который сложно подозревать в позитивной предрасположенности к Белоруссии, рост ее экономики даже за 2004 год составил 11%. Сравним структуру экспорта Белоруссии и России (используются официальные данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ). За 2005 год экспорт минеральных продуктов России оставил 64,6% от общего экспорта. Следующим сектором идет продукция химической промышленности – 5,9%, и только потом экспорт машин, оборудования и транспортных средств – 5,6%. За этот же период экспорт машин, оборудования и транспортных средств Белоруссии составил 20,3% от общего экспорта, продукции химической промышленности – 15% и минеральных продуктов – 35,4%.

Как ясно может увидеть читатель, экспорт России преимущественно сырьевой, а экспорт Белоруссии преимущественно промышленный. Особенно интересно это смотрится на фоне дежурных российских призывов к диверсификации экономики, ухода от экспортно-сырьевой зависимости и т. д. Интересно отметить, что в процентах от ВВП общие военные затраты Белоруссии в несколько раз меньше российских. В целом Белоруссия представляет собой классический вариант «догоняющей», ориентированной на экспорт экономики с большой долей государственных инвестиций и вмешательства в экономику. То есть тот путь, который прошла Япония и «азиатские тигры».

Ничего подобного ситуации с ГДР и ФРГ, когда последней пришлось инвестировать миллиарды на выравнивание экономического и инфраструктурного уровня, нет и в помине. Поэтому объединение России и Белоруссии не приведет для первой к каким-либо существенным затратам, отличным от тех льгот, которыми пользуется вторая сейчас.

Сделаем несколько выводов.
Процесс объединения России и Белоруссии на данный момент следует признать приостановленным. Без изменения позиции политических элит, в первую очередь российской, его перспективы представляются неясными.
Это раз.

Нынешняя политическая власть, политическая и экономическая элита Белоруссии имеют основания опасаться повторения российского пути 90-х годов. Только разработка ясного, удовлетворяющего обе стороны плана транзита при сохранении управляемости процессом нынешней ее элитой может снять эти опасения.
Это два.

Как культура, так и экономика Белоруссии во многом представляют собой общее целое с Россией. Объединение, или, точнее, воссоединение, с ней является таким же естественным для России, как объединение ГДР и ФРГ или Гонконга и Китая. С экономической точки зрения Белоруссия является не бедной родственницей, а активно развивающейся, ориентированной на экспорт экономикой с большой долей государственных инвестиций и вмешательства в экономику. Авторитарная политическая система, сложившаяся в стране, во многом связана именно с потребностью концентрации ресурсов в рамках этого «догоняющего развития» и аналогична, например, сравнительно недавнему прошлому Тайваня или Южной Кореи.
Это три.


0 комментарий: