13 ноября 2006

Беларусь до конца года столкнется с дефицитом нефтепродуктов на внутреннем рынке

Сегодня Министерство статистики и анализа сообщило, что объем первичной переработки нефти в Беларуси в январе-октябре 2006 года увеличился на 11,1% по сравнению с январем-октябрем 2005 года и составил 17867,5 тыс. тонн. Несмотря на то, что данные Минстата не пользуются доверием, цифрам по нефтепереработке можно верить. Это хорошая весть для Минстата, но плохая для белорусов. Поскольку цифра 17,9 млн. тонн лишь подтверждает предположение, что в ближайшее время перебои с поставками нефтепродуктов на АЗС, а значит очереди и ограничения на отпуск бензина, дизеля и сжиженного газа станут реальностью. Те отдельные ограничения, которые уже вводились на ряде заправок коммерческих операторов, были лишь «цветочками» или предвестниками кризиса.

Корни проблемы исходят из определения объема поставок нефти в Беларусь в топливном балансе на 2006 год. Как известно, суммарная мощность предприятий нефтепереработки Беларуси оценивается в 22 млн.тонн нефти в год. Эту цифру неоднократно подтверждали белорусские чиновники. И понятно, что при столь льготных условиях поставок нефти из России на фоне роста мировых цен на это сырье белорусские власти всегда старались загрузить НПЗ по максимуму.

Так, в 2005 году энергетический баланс предусматривал поставку в Беларусь 19,5 млн. тонн нефти. Причем в эту цифру не входила т.н. колесная нефть – нефть, которая поставляется на НПЗ по железной дороге. При обсуждении баланса на 2006 год Беларусь запросила увеличение поставок нефти до 20-21 млн. тонн. Однако Россия отказала, оставив цифру прежней – 19,5 млн. тонн. Более того, с 2006 года в эту цифру российская сторона начала включать и колесную нефть. А потому на 2006 год на поставку в Беларусь было предусмотрено 18,75 млн. тонн нефти по трубопроводу АК Транснефть и лишь 0,75 млн.тонн, поставляемой ж/д цистернами.

Но белорусские чиновники как обычно решили не обращать внимание на это новшество в топливном балансе, а потому договора на поставку нефтепродуктов заключались исходя из имеющихся производственных мощностей (22 млн), а не из объемов импортируемой нефти (19.5 млн.), надеясь добрать необходимый объем все теми же поставками по ж/д.

Но в этом году белорусско-российские отношения стали развиваться не по белорусскому сценарию. И когда в России поняли, что Беларусь не намерена ограничиваться утвержденным в топливном балансе объемом, Транснефть была вынуждена слегка перекрыть трубопровод для сокращения подачи нефти на 1 млн. тонн. Не исключено, что предприятию действительно была нужна определенная техвозможность для проведения ремонтных или иных плановых работ на магистральном нефтепроводе. Но решение больше политическое, нежели техническое.

Белорусские чиновники намек поняли, но не совсем так, как хотела бы Россия. И будучи уверены, что кремлевские братья-славяне все простят, дали «зеленый свет» всем импортерам на поставку колесной нефти в Беларусь. Если речь идет о заработке, бизнес особо уговаривать не надо. За дело взялись основательно, и на начало ноября в Беларусь уже было поставлено около 3 млн. тонн колесной нефти (при плане на год – 0,75 млн).

Такая активность на железной дороге не прошла мимо Москвы, откуда уже донеслось указание перекрыть трубу еще больше и сократить тем самым подачу трубопроводной нефти в Беларусь на 2,2 млн. тонн, т.е. ровно на ту цифру, которую Беларусь ввезла уже по ж/д. И подача нефти по «трубе» будет уменьшаться и в дальнейшем по мере импорта колесной нефти. Такое решение эксперты объясняют просто: баланс – он и есть баланс. И если кто-то решит «хапнуть» больше, чем определено балансом, кто-то останется с «носом», т.е. без нефти. Ведь нефтедобыча в России в этом 2006 году пока не увеличивалась.

И если за 10 месяцев т.г. белорусские НПЗ по данным Минстата переработали 17,9 млн. тонн (по 1,79 млн. тонн нефти в месяц), то до конца года – а это еще 2 месяца - согласно балансу они смогут переработать не более 1,6 млн.тонн (менее месячного объема). Переработать всю поставленную колесную нефть Беларусь не сможет из-за слишком разных качественных характеристик поставляемой нефти. Учитывая, что международные договора Беларусь будет исполнять в первую очередь, на внутреннем рынке дефицита с автомобильным топливом накануне Рождества и Новогодних праздников не избежать. Вся надежда лишь на Деда Мороза из Кремля, который может попросить АК Транснефть поднять напор в трубе.

0 комментарий: